vitusw: (Default)
[personal profile] vitusw

Не может быть преградой братству
Цвет кожи, нация, масхаб,
Ни бедность чья-то, ни богатство –
Молитва всех нас ставит в ряд.
...
Крепите братство, мусульмане,
В единстве свой ровняйте шаг.
Любой, кто рвет ряды – не с нами!
Любой, кто сеет распри – враг!
 Полный текст
..........

Согласен! Верно подмечено! Молитва таки строит в ряд:
В ряд стройсь! Заряжай! По безбожникам и иноверцам, огонь! )))

Молитва уравнивает, и не только так, как хотелось бы авторам стишка (типо все люди - братья), а уравнивает в самом советском смысле этого слова - создает уравниловку, только не материальную, как в совке, а "духовную"...
Вообще, молитва - просто гениальная находка верунов!
Одни люди молятся, чтобы почувствовать "единение с Абсолютом" (как они это называют) подразумевая, что в результате монотонных повторов нескольких строк текста они выйдут на сеанс связи с небом. На деле же происходит разрушение границ "Я" и вслед за этим личности. Молящийся перестает выделять себя из окружающей среды (единение!) и возвращается в то животное состояние в котором вид homo находился миллионы лет назад или в трехлетний возраст по его личной временной шкале... Герберт Уэллс отдыхает...
Это дело может сопровождаться такой большой кучей вкусностей типа оргазмов и т.п., что некоторым молельникам удается даже соскочить с героиновой иглы... не излечиться, конечно же, а "пересесть" на другую иглу, молитвенную.
Отсюда и выгода для других людей - молящиеся стрессоустойчивее и дешевле в эксплуатации (основной источник удовольствия у них внутри, поэтому они не так сильно зависят от внешнего мира - у многих из них развивается зависимость от молитв).
Также у увлекающихся молитвами намного лучшая управляемость - их легче сбить в толпу, да и поодиночке они намного более внушаемы.
Хотя слово "поодиночке" применимо далеко не ко всем молящимся. Наиболее "продвинутые" из них ощущают себя не как отдельную личность, а как часть большего организма (церкви, как объединения людей). Одиночество таких людей также трудно представить, как представить себе муравья без муравейника.
Таким образом на одном религиозном субстрате взращиваются типовые носители религии.
Ну а вслед за типовой психикой типовых носителей следуют и типовые методы управления носителями такой психики, дешевые в разработке и действенные - это чистый профит и напоминает игры в солдатиков!

Ну, а если учесть особый способ передачи информации, используемый в любом из крупных религиозных учений, становится ясна роль молитвы вообще просто для выживания учения. (Почему нельзя стать христианином просто прочитав Библию? Почему РПЦ так носится со своей апостольсокой преемственностью, а католики кончают от "Accipe signaculum doni Spiritus Sancti"? Почему и Будда, и Иисус болели библиофобией?)

Поскольку идеи составляющие фундамент любого религиозного учения являются плодом либо больного, либо недоразвитого разума, то впихнуть эти идеи в здоровый и развитый разум - задача сложная.
Изложенное в религозных книгах - это продукт работы больного разума, но самой верой заразится довольно сложно, т.к. при такой передаче происходит искажение жизненно важной для религиозного ядра информации (отсюда и имеем 2000 христианских конфессий).
Для надежной индукции религиозного ядра в другом разуме нужно чтобы состояние разумов как можно меньше отличалось.
Вот здесь нам и пригодится молитва - чем дальше уходишь от уникальных личностей, чем большая часть Я разрушена, тем меньше остается различий. Молитва позволяет максимально приблизиться к тому уровню, на котором остаются лишь физиологические различия между людьми, которыми вообще можно было бы пренебречь. Но у нас ведь имеется перенос от больного мозга к здоровому, поэтому физиология по-прежнему играет большую роль.
Однако, вспомните прием, который используют компьютерные стелс-вирусы: они загружаются раньше антивирусных программ и становятся недоступными для механизмов защиты. То же самое и здесь: религиозная мысль-вирус уже присутствует в разуме в апогее молитвы - когда в голове молящегося бушует шквал эмоций и ничего разумного там не остается... Кстати, психическая травма создает точно такие же условия.

Почему в процессе восстановления нормальной деятельности мозга после молитвы, защитные силы уже не в состоянии избавиться от мысли-вируса - не совсем понятно. Это можно объяснить, если представлять саму религиозность как возврат к реликтовому мышлению и тогда естественно, что религиозные идеи будут обладать даже большим сродством к древним базовым структурам психики, чем филогенетически более молодые механизмы защиты, отсюда и их бессилие и дыры в системе безопасности.
В результате этого процесса психика делится на две части - больную и здоровую.
Эти части находятся в состоянии постоянного конфликта и результаты борьбы создают весь спектр проявлений религиозности: от невнятно бормочущих блаженных и пророков, до вполне адекватных людей, вспоминающих о своей религиозности только в крайне неблагоприятных случаях.
"Доза религии" (количество повторных "вливаний") и зрелость психики рецепиента (а значит и защитных механизмов) являются решающими для исхода борьбы. Поэтому, чем в более раннем возрасте человека подключат к источнику веры, тем больше вероятность задержки его развития на стадии религиозного мозга. Но если даже время упущено, то всегда остается возможность инфицировать его в моменты наибольшей уязвимости (во время сильных переживаний, например) и усугубить процесс молитвой.


При подходе к религиозности, как к возврату к более ранним формам мышления становится более понятным и специфическое мышление верующих - религиозное мышление, отталкивающееся от набора положений неподвластных критике и приводящее в соответствие с этими "истинами" данные из  окружающей среды. Тогда как у здорового представителя Homo Sapiens все происходит наоборот: на основании данных из окружающей среды формируется набор фундаментальных положений... который, к тому же, подвластен критике.
Мне кажется, можно рассматривать религиозное мышление как переходное между мышлением современного человека и остальных приматов.
Менее развитый мозг склонен больше ритуализировать жизненный опыт (а значит защищать его от критики и пересмотра), более развитый практически не имеет подобных ограничений.
Здоровый шимпанзе, например, способен тушить огонь на плоту, перебираясь за водой по шесту на соседний плот, не догадываясь зачерпнуть ее кружкой из озера, потому что опыт приобретенный ранее диктует ему при тушении огня пользоваться водой из бочки.
Здоровый человек разумный в принципе способен к критическому пересмотру любого жизненного опыта.
Здоровый верующий занимает промежуточное положение: с той частью опыта, которая непосредственно касается веры, он ведет себя как шимпанзе, с оставшейся частью опыта (если такая осталась), он ведет себя как человек разумный...

Вобщем, молитву можно рассматривать как деятельность, приводящую к хронической травме, тормозящей нормальное развитие личности или способствующей регрессу психики индивида до реликтовых форм деятельности (религиозное мышление, растворение личности - человек толпы).

 


Page generated Jan. 21st, 2026 11:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios